Вторая, всеми ожидаемая часть Пособия! Она написана при поддержке Матвея aka BabyMax, клавишника группы Технология, веселого человека, который уж точно знает, как делать синти-поп. Итак, посмотрим, как дальше должен вести себя начинающий синти-попер, после того, как обзаведется черными очками, палкой и персональной страничкой на myspace.
Предупреждение: это часть содержит в себе много технической информации. Если череп Вам и так сильно жмет, то лучше ее не читать.
1. Теперь пора приступать непосредственно к созданию музыки.
Для этого нам кое-что потребуется.
- микрофон
- синтезаторы
- секвенсор / аудио-редактор
- звуковая карта
Не поленитесь смотаться на ближайший рынок и купите там рублей за 150-200 какой-нибудь караоке-микрофон. Таким образом, Вы решите сразу две проблемы - будет микрофон, чтобы записывать вокал, а кроме того, Вы сможете спеть "Оооблакаааа, белогриииивые лошадкииии!" на дне рождения своей Мамы. Если какой-нибудь умник Вам скажет, что караоке-микрофон не годится, что это барахло и т.п., то вспомните про что, что у Вас есть палка из прошлой части Пособия, возьмите ее и гоните умника прочь, пусть умничает где-нибудь в другом месте, например, на moline.ru.
Сейчас вся продвинутая музыка делается при помощи виртуальных, компьютерных синтезаторов, так называемых VST. Несколько VST заменят вам целую студию. Скоро вообще все к этому придут. Сложив руки на груди, Вы можете немного посидеть и подождать, и не успеете глазом моргнуть как все эти курцвайлы и роланды окажутся на свалке вместе с громоздкими микшерными пультами, а звукорежиссеры, некогда чморившие пионэров на форуме Кроша (krosh.tehnologia.info), останутся без работы, и макая белые бороды аксакалов в пивные кружки, будут тоскливо рассказывать друг другу байки о седых временах.
Советы от Матвея BabyMax'а
а) Надо залезть в какую-либо файлообменную сеть и накачать виртуальных синтезаторов.
б) Причём особое значение имеет версия - чем новее, тем лучше. Общеизвестный факт, что vanguard v1.04 звучит почти в 10 раз лучше, чем v1.03.
в) Совершенно бессмысленно тратить время на документацию - там и так всё понятно, везде одни и те же ручки. Лучше поперещёлкивать пресеты. Обычно дальше десятого мало кто уходит, но и пониже могут оказаться вполне хорошие звуки!
Накачав себе встэшек, самое время подумать, куда же их пихать и где вообще будет вся музыка. Тут у вас есть несколько вариантов, самые популярные из них: а) Фрути Лупс и б) Кубэйс. Лично от меня вам следующая рекомендация: остановите свой выбор на фрути лупс, иначе все музыкальное сообщество в интернете подумает, что вы какой-то высоколобый и вообще сноб. Фрути лупс это неподдельная классика музыкального рынка. На ней записаны такие эпохальные альбомы, как Dark Side of The Moon группы Пинк Флойд, Electric Cafe группы Крафтверк, а также саундтрек к фильму The Doors с Вэлом КИлмором в главной роли. Программу фрути лупс можно скачать повсеместно при помощи Яндекса, для инсталляции образа диск используйте полезный софт под названием Daemon Tools.
Теперь зайдите в Панель управления вашего РС компьютера через кнопку пуск, найдите в ней опцию звуки и аудиоустройства и внимательно проверьте, не установлена ли у вас (не дай Бог) какая нибудь звуковая карта, кроме встроенной (on-board). В том случае, если Вы случайно являетесь обладателем какой-нибудь другой звуковой карты, например, саундбластера, то вам нужно отключить ее и обновить драйвер встроенной, потому что лишь по-настоящему крутые и талантливые музыканты могут сыграть на чем угодно, а железками и дорогим оборудованием обкладываются только бездарности, которые таким образом пытаются замаскировать свою музыкальную посредственность.
Последней чертой вашего музыкального сет-апа должен стать контроль. То есть мониторы. Но и тут не без подвоха. Если Вы считаете, что мониторы - это компьютерные экраны, то Вам не мешало бы подойти уже к какому-нибудь музыкальном магазину и хотя бы заглянуть внутрь, прижавшись к стеклу носом, чтобы хорошенько все там разглядеть. Сейчас я открою Вам тайну, которая перевернет все Ваше прежнее сущестование. Кстати, Вы сможете в дальнейшем рассказывать об этом на музыкальных форумах и тоном бывалого поучать сопливых пионеров. Итак - мониторами называется студийная акустика, специальные колонки для прослушивания звука.
Мониторы бывают активные и пассивные, дальнего и ближнего поля.... стоят они от 300 до 5000 уе за пару, но это Вам не нужно, потому что настоящие герои синти-поп музыки в качестве мониторов используют мультимедийные колонки компьютера или встроенные динамики ноутбука. Благослови, Господи, неутомимых китайских труженников, собирающих из всякого дерьма полезные приспособления для нас! Короче, бегите в ближайший магазин Эльдорадо и купите себе пару пластмассовых колонок Genius. Можно, конечно, в идеале обойтись и одной, но тут есть объективное затруднение: они продаются парами. Но - для того, чтобы ваша музыка была крутой, Вы в процессе можете управлять панорамой (шикарное слово!) своего микса (Вы записываете??), направляя, скажем, закрытый хэт в левый канал, а открытый - в правый! А для этого вам понадобятся минимум 2 (две) колонки.
Запомните еще два умных слова - устройство ввода. Многие косорукие музыканты используют для ввода нот различные клавиши - или синтезаторы или миди-клавиатуры. При этом они усиленно создают вид, будто знают, что делают. Но это просто говорит о том, что они не умеют пользоваться мышкой! Поэтому Вы можете легко обойтись без всяких наворотов и просто рисовать свои нотки в секвенсоре, весело пощелкивая мышью.
Итак, у вас есть мониторы (500 руб), фрути лупс, микрофон (200 руб), VST и хорошая палка. То есть, весь сет-ап вам обошелся в 700 рублей, так как софт нужно скачать, по совету Матвея, на халяву, а палку можно бесплатно отломать от какого-нибудь раскидистого дуба! Представляете теперь, как какую ошибку совершили Рябцев и Постовалов, потратив кучу денег на ненужные железки?
И вот Вы уже можете приступать к творчеству. К священнодействию, так сказать.
2. Чтобы понять, как пишется музыка, я предлагаю вам пройти сейчас краткий курс обучения:
1) запомните, что песня состоит из музыки и слов
2) музыка состоит из нот
3) авторское право не распространяется на барабанный рисунок и басовые риффы.
Курс обучения закончен.
Стоя на этих трех китах, Вы напишете любой трек, какой захотите.
Но как театр начинается с буфета, также песня начинается с лирики. На самом деле, никогда не стоит особо утруждать себя написанием стихов к песне. Поскольку Вы избрали стезю синти поп музыки, следуйте уже проторенному пути: посвятите песни социальной проблематике, цифровым машинам и несчастной любви.
Лирическое отступление. Несколько лет назад, в качестве веселого эксперимента, я взял пару десятков зарубежных синти-поп хитов и прочесал их в поисках часто встречающихся слов, чтобы из них составить какой-нибудь удовлетворительный текст. Сам эксперимент ни к чему хорошему не привел, однако я сделал один капитальный вывод - самое частое слово, которое встречается в англоязычном synth-pop - это слово TONIGHT. Его русский эквивалент встречается даже в русском синти - например, "Сегодня ночью" у группы Технология. Это означает, что слова Tonight или Сегодня ночью должны обязательно встретиться в тексте Вашей песни хотя бы один раз, иначе Вас не поймут и подумают, что Вы какой-то высоколобый и вообще сноб.
Помните, что глубокий философский смысл при желании можной найти в чем угодно. Так, знаменитая песня Ф.Киркорова "Зайка моя" повествует совсем не о том, что мы слышим. В ней есть скрытый эзотерический подтекст. Зайка моя - я твой зайчик - это скрытая аллюзия на вечное противостояние Инь-Ян, черного и белого, правого и левого, макрокосма и микрокосма, Рая и Ада... То есть, перед нами сюжет, достойный Данте и тибетской Книги мертвых. Так что пишите смело и помните, что все зависит от умственного развития слушателя, но ведь Вы не виноваты в том, что вокруг Вас одни дураки?
3. Теперь нужно написать музыку. Для того, чтобы написать хит, заведите в яндекс такую фразу: миди-файлы Depeche Mode. Скачайте какие-нибудь midi и откройте их во Фрути Лупс. Возьмите оттуда барабаны и бас, повесьте на них свои VST, поменяйте мышкой пару нот и наслаждайтесь тем, как ловко Вы всех провели.
А вот еще один совет от Матвея BabyMax'a:
"Сначала надо переслушать любимые пластинки и повырезать оттуда интересные звуки. Я считаю, что склянка из начала People are People должна быть ну как минимум в одной песене у каждой синтипоп-группы. Можно звуки вклеивать в песню задом-наперёд - тогда точно никто не догадается, откуда они взяты, но подсознательно они будут нравиться люядм."
Кроме того, депеш мод дает нам еще одну бесценную вещь. В песне Any Second Now есть такой клевый звук:" ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч" (скачать звук, размер 124 килобайта), он встречается у 95% синти-поп групп. Поэтому не будьте белой вороной - непременно используйте его в своей песне, иначе Вас не поймут и подумают, что Вы какой-то высоколобый и вообще сноб.
4. Самое главное в Вашей песне - сделать первый квадрат: 4 удара kick, 2 удара snare, 16 hat, 7 нот баса, 4 ноты подклада, несколько депешмодовских звучков и еще что-нибудь этакое, на что только способна Ваша фантазия. После этого выделите этот квадрат мышкой и копируйте столько раз, сколько нужно. Обычно трек в радиоформате длится около трех с половиной минут. Именно поэтому я имею смелость утверждать, что функция "copy - paste" это самое великое изобретение ХХ века.
После того, как миди-скелет трека готов, нужно записать из него аудио. Это просто - вешайте на миди дорожки свои излюбленные виртуальные синтезаторы и делайте экспорт файла в мп3 или вав. Потом втыкайте Ваш караоке-микрофон на вход встроенной звуковой карты и записывайте вокал поверх своей мелодии. Пойте громко. Пусть вас не смущает обилие щелчков или посторонних шумов в вокальной дорожке. Их всегда можно вырезать мышкой. В том случае, если компьютер будет зависать, погрозите ему палкой. Потом еще раз экспортируйте все вместе и вот она, Ваша песня, почти готова.
При окончательном прослушивании Вам может показаться, что трек звучит не очень хорошо. Или вдруг вы захотите сделать его звук похожим на звучание песен с последнего альбома депеш мод! Для этого скачайте себе какие-нибудь программы по обработке звука и пропустите свою песню через лимитер, хорус или компрессор. В результате что-то да получится. Этот процесс называется "мастеринг".
Вот что говорит по поводу мастеринга Матвей, специалист по мастерингу:
Мастеринг в первую очередь заключается в уплющивании лимитером, пока трек не начнёт хрипеть. Если хрипит - ничего страшного, но если недожали - на радио точно не возьмут. Вообще народная мудрость гласит: "если индикаторы уровня еще двигаются, то процесс мастеринга еще не закончен".
Вот, в самых общих чертах, и все. На тему того, что делать дальше, обещал высказаться Р. Тарковский из Digital Machine. Я попытаюсь уговорить его плюнуть ради этого на запись нового альбома. Думаю, он легко согласится, ведь каждый опытный синти-поп музыкант знает, что в его деле главное не музыка, главное - пиар. Помните и Вы.
Но Вы уже можете залить свой трек на свою персональную страничку myspace.com или на realmusic.ru. А потом смело атакуйте известных музыкантов электронными письмами и предлагайте бесплатно сделать им ремикс. Это самый лучший способ для того, чтобы Вас заметили, и даже если ни один из Ваших треков не будет издан, Вы всегда сможете написать на своем сайте, что работали с тем-то и с тем-то, и все окружающие будут относиться к Вам с большим уважением.
А на последок - еще один оптимистический совет от Матвея:
Если кому-то не нравится, как звучит ваш трек, не обращайте внимания, дилетантам бесполезно объяснять, что это просто
такой модный саунд!
http://fotosynthes.ru/?p=69