|
Отправлено: 19.11.06 21:31. Заголовок: Re:
In my skin - по русски - В моей коже. Режисер - Марие Де-Ван... это фильм об абсурдности человеческой жизни ... выложу тут рецензию некой Анаит: Фильм в буквальном смысле слова тошнотворный. Но именно в том "буквальном смысле", который принято употреблять скорее с позитивным оттенком, нежели с негативным, если определение "тошнотворный" вообще может быть позитивным. Однако, в случае дебюта французской сценаристки, режиссёра и актрисы Марины де Ван это как нельзя лучше соответствует истине. Не стоит верить надписи об ограничениях по возрасту и по восприимчивости психики - на кассетах с "В моей коже" стоило бы писать просто "Не рекомендуется смотреть"… Вообще "Не рекомендуется смотреть". Не рекомендуется смотреть на то, как безжизненная, бесстрастная камера на протяжении полутора часов скользит среди марионеток, которые в начале почему-то кажутся людьми. Как эта камера лаконично, не намекая ни на какой "скрытый мистический смысл", свойственный, к примеру, работам Линча, выхватывает из мрака картины мира, который, как мы с ужасом для себя обнаруживаем, является нашим собственным миром. Не рекомендуется осознавать, что "наш мир" в представлении де Ван - не что иное, как пустая мёртвая комната, похожая на больничную палату, а люди в ней - просто декорации, движущиеся манекены. Не рекомендуется потому, что этот фильм, если смотрящий обладает впечатлительностью и богатой фантазией, может с лёгкостью запереть в комнату с манекенами и такого благодарного зрителя. В центре этой комнаты - пульсирующий, мучающийся комок плоти - современный человек. По сути дела, весь фильм - демонстрация длительной агонии человеческого существа среди кукол, это "фильм одного актёра", главное действующее лицо которого - новый вид в роде Homo - Homo Afflictionis, человек страдающий. Причём страдающий не оттого, что ему хочется умереть и таким образом вырваться из своего мира-тюрьмы - суицидальной тематики в этом фильме вы не найдёте, но страдающий ДЛЯ того, чтобы почувствовать себя живым. Каждую невыносимо долгую минуту фильма главная героиня (сыгранная режиссёром) миллиметр за миллиметром режет на себе кожу. Режет, срезает, сушит, выделывает, как делают это с кожей животных, и хранит в дамской сумочке. Иногда съедает. Можно было бы подумать, что всё происходящее на экране - плод больного воображения автора, чистая фантазия, не имеющая никакой связи с реальностью, и на этом успокоиться, если бы де Ван сама не признавалась в своих интервью, что фильм частично автобиографический: "Возможно, всё это идёт от несчастного случая, в который я попала, когда мне было восемь лет. Меня сбила машина, и моя нога была сломана. Я не ощущала ни паники, ни боли, хотя должна была, по идее, упасть в обморок. Это был весьма прямой и вместе с тем жестокий путь отстранения от своего тела. Я смотрела на свою ногу просто как на объект, на деформированный объект. Рана имела лишь визуальное существование. Мама показала мне рентгеновский снимок, и я увидела, что часть моей кости пропала. Сломанная часть была выброшена в мусор. И это усилило моё ощущение странности. Часть меня была выброшена в мусор, как моя старая рваная одежда. Вещь, мусор… Позже, в школе, мои шрамы стали источником игр. Мои друзья и я развлекались, втыкая в них булавки, потому что кожа стала нечувствительной. Это произвело на меня сильное впечатление". Слоган фильма - "некоторые истины глубоко ранят" - ещё одно тому подтверждение. Следует отдать должное режиссёру и за то, что при таком сюжете во время просмотра её работы не возникают мысли ни о фрейдистских комплексах, ни о сублимациях, ни о какой-либо сексуальной подоплёке действий привлекательной юной особы с весьма подходящей для своей роли внешностью обитательницы сумасшедшего дома (хотя, определённая доля эротизма в кадрах "контакта" героини со своей плотью несомненно присутствует). Нет, она, вежливо улыбающаяся, сидящая за столом и беседующая с представителями маркетинговой компании, и одновременно под этим же столом тычущая в запястье кухонным ножом, пытаясь убедиться, что рука действительно принадлежит ей, - производит впечатление человека более нормального, чем все, кто окружает её - обыкновенные-преобыкновенные обыватели: школьная подруга, отрёкшаяся от неё при первом удобном случае, шеф, которого интересуют лишь её профессиональные способности, молодой человек, донимающий её своими упрёками и вообще больше напоминающий домохозяйку, по нелепой прихоти случая оказавшуюся женой какого-то оригинального и даже выдающегося человека. И так далее. Безумец среди мёртвых вызывает куда большее сопереживание и понимание, чем здоровый, потому что здоровый и нормальный в этом фильме - и есть синоним мёртвого. Безумец же - синоним жизни, квинтэссенция жизни, и Марина де Ван, кажется, убеждена сама и пытается убедить нас в том, что в современном мире, перегруженном информацией и погрязшем в зависти и мелких "личных" войнах, ЖИТЬ можно не иначе, как непрерывно агонизируя. Бесстрастность и холодность, с которой снят фильм, ещё больше усиливают ощущение безысходности и тоски, пропитывающих картину - Создателю (в прямом и переносном смысле, ведь режиссёра фильма можно с полным правом определить как Бога для его персонажей - именно он Творит тот мир, в котором разворачиваются их короткие экранные жизни) как будто просто наплевать на происходящее - сухость сцен, безразличие, с которым демонстрируются события, достойные завоевать приз зрительских симпатий у обожателей фильмов ужасов, какая-то "перевёрнутая" атмосфера - всё это сделает "В моей коже" незабываемым зрелищем для тех, кто сумеет досмотреть его до конца. Впрочем, нет сомнений в том, что найдутся и непробиваемые "любители кровищи", которые совершенно безопасно для своих нервов посмотрят его даже не один раз, уютно расположившись на диване с бутылкой пива. "Dans ma peau" - именно из тех фильмов, ужас происходящего в которых заключается скорее не в обилии сцен садизма (а в этом лента может посоперничать со множеством триллеров - что по обилию этих сцен, что по их изощрённости), но в том, что именно побуждает героя к совершению им противоестественных во всех отношениях действий - его неизбывная тоска по другому миру, по свободе от собственной надоевшей, омертвевшей плоти, ставшей собственностью кукольного бога кукольного мира. "Я не хочу умереть, я хочу НЕ ЖИТЬ" - цитата Марины Цветаевой, тёзки, кстати, режиссёра, здесь более чем уместна, независимо от личного отношения рецензента к этой поэтессе. Досмотрев картину до конца, мы остаёмся в растерянности - финал настолько же непредсказуем, насколько необычен и странен сам фильм - скорее всего, героиня ничего не добивается и так и остаётся пленницей, и при том, что любой хоть сколько-нибудь сострадательный зритель уже с тридцатой минуты желает ей скорейшей смерти от потери крови - только такой исход, кажется, и мог бы примирить современного человека с современным миром - этого не происходит. Жестокость, чисто женская жестокость, - потому что женщины, в силу своего извечного желания превзойти мужчин или хотя бы доказать им свою состоятельность, порой достигают неимоверных высот, когда берутся за жестокость: взять хотя бы женщин-террористок, - жестокость Марины де Ван доигрывает свою роль, и ожидаемый хэппи-энд не наступает. Зрителю достаётся не вырвавшийся на свободу через смерть "герой", не "человек, что звучит гордо", а истерзанная, изрезанная кукла - марионетка, возомнившая, что она способна ходить сама, с обрезанными нитями. И потерпевшая неизбежный крах. Очень правдивый фильм, действительно правдивый, иначе о нём и не скажешь. Пожалуй, если бы французское кино имело в современном мире (какая, однако, ирония!) такое же значение, как кино американское, то героиня этого фильма, с остервенением маньяка сдирающая с себя лоскуты кожи, могла бы стать символом безумия XXI века, как одержимая девочка из "Экзорциста" стала символом безумия века XX. Действительно, пора сменить символ, ведь сам наш мир изменился - он стал на целую сотню лет больнее. P. S. Фраза фильма. Без описания ситуации она не очень понятна, но тем не менее достаточно выразительна и без объяснения: "А она после этого останется мягкой и гладкой?" Ладно, подскажем: "она" - это кожа героини, снятая с неё ей же самой, а "после" - это после дубления.
|